Мотоциклетный блок заряжают при полной разрядке. Свинцовым блокам питания полной подзарядки хватает приблизительно на 2 месяца, гелевым – на 3 месяца. Если источники питания активно эксплуатируются больше 2 лет, заряжать их нужно минимум раз в месяц.
Почему садится аккумулятор на мотоцикле?
При регулярном обслуживании мотоциклов, подзарядке в оптимальном режиме и контроле состояния узлов батарея служит долго. На износостойкости батареи негативным образом сказываются следующие факторы:
- Долгое хранение в разряженном состоянии. Если мотоциклист вовремя не измерил напряжение и не заметил, что сел аккумулятор, при последующем обслуживании он уже не сможет завести мотоцикл и придется покупать новый.
- Эксплуатация при низкой температуре или чрезмерный перегрев корпуса.
- Регулярная разрядка блока питания. Если мотоциклист не следит за батареей и пропускает время, когда нужно ее заряжать, ускоряется сульфатация пластин и не держится заряд.
- Частые заряды и характерный светлый налет.
Снижение выходного напряжения (показатель 0,3 А) продлевает срок службы АКБ. Для зарядки в этом случае потребуется 24 часа, зато можно не переживать о потере емкости.
Виды зарядных устройств
Для кислотных АКБ выпускают два вида ЗУ:
- Автоматические. Во время использования прибора не требуется дополнительная помощь. Устройства управляют рабочим процессом при подзарядке, с их помощью можно узнать силу тока. В течение рабочего цикла блок регулирует напряжение. Автоматическая батарея особенно удобна зимой, когда большинство мотоциклистов заряжают ее дома.
- Неавтоматические. При использовании такого устройства водителю приходится контролировать весь процесс подзарядки. Если нет тестера, процесс контролируют визуально. Нужно только освободить батарею от заглушек и определить плотность электролита. Для использования неавтоматической АКБ требуется мультиметр.
И автоматическая, и неавтоматическая батарея одинаково эффективно справляются с поставленной задачей. Мотоциклисту остается только определить, есть ли смысл тратиться на более дорогой аналог или можно ограничиться бюджетным прибором. Дополнительное ЗУ потребуется и для подзарядки гелиевых АКБ. Они тоже могут быть автоматическими и неавтоматическими: чем больше функций, тем дороже прибор.
Как зарядить аккумулятор мотоцикла 12 Вольт
Для продления срока службы АКБ на 12 В следует ориентироваться на несколько правил:
- Извлечь блок питания из посадочного гнезда. Свинтить пробки с батареи и измерить электролитную плотность при помощи ареометра.
- Оценить уровень зарядки. Если АКБ заряжена на 100%, показания будут равны 12,3 г/см3, при 50 % – 1,2 г/см3, при полной разрядке – 1,12 г/см3
- Подключить ЗУ, подсоединив плюсовой контакт к положительной клемме батареи.
- Установить нужный ток зарядки, проследив, чтобы подаваемая мощность составляла 10 % от емкости заряжаемого элемента.
Сколько заряжать мотоциклетный аккумулятор?
АКБ для мотоциклов бывают гелевые, свинцово-кислотные. Способы и время зарядки зависят от особенностей батареи. При восстановлении заряда кислотного блока питания сила тока составляет десятую часть емкости. Достаточно установить параметр при помощи регулятора и дождаться, пока напряжение не сравняется с показателем, который равен количеству банок батареи (умножить его на два). По мере подзарядки на поверхности электролита образуются пузыри. Чтобы продолжить процесс, нужно в 2 раза уменьшить силу тока. Для подзарядки кислотной АКБ нужен ток постоянной силы. Чтобы определить мощность, необходимо емкость батареи разделить на 10.
Как заряжать гелевый мотоциклетный аккумулятор?
При подзарядке гелевого устройства нужна регулировка показателя напряжения. Прежде чем начать подзарядку, следует установить значение 10 % от емкости. Примерное время подзарядки – 12 часов. Для восстановления заряда требуется зарядное устройство с регулятором напряжения.
Как заряжать agm мотоаккумулятор?
К мотоциклетным батарейкам предъявляют жесткие требования, поэтому мотоциклисты нередко выбирают АКБ, изготовленные по AGM-технологии. Среди автомобилистов они популярности не получили, а вот на мототехнике встречаются повсеместно.
Для автомобилей AGM – приобретение нецелесообразное: большинство достоинств прибора просто не получится оценить. Одна из таковых особенностей – работа под любым углом: удобно для мотоциклов, пытающихся вписаться в любые повороты.
У блоков AGM стекловолокно пропитано связанным электролитом, поэтому прибор устойчив к любым падениям. В нем нет жидкости, а значит, даже при серьезном ударе ничего не выльется и не замкнет. AGM АКБ работают даже при серьезных механических повреждениях и после ДТП.
В AGM предусмотрено плотное расположение пластин, поэтому она демонстрирует достаточный стартовый ток. АКБ устойчивы к частым и непредвиденным разрядам. Из недостатков – высокая цена, но она полностью оправдана.
Зарядить agm аккумулятор мотоцикла можно по методу трехступенчатой подзарядки:
- при напряжении тока от 14,2 до 14,8 Вольт на 30 % подзарядить блок питания (компенсация 80 % емкости);
- подзарядка до 100 % идет 3 часа на мощности 0,3 Вт (это накопительный цикл);
- третья ступень – плавающая зарядка (при напряжении 13,2 В).
Зарядка необслуживаемого АКБ
В необслуживаемые аккумуляторы нельзя доливать воду: для их подзарядки подходит только автоматическое ЗУ. Приблизительное время подзарядки – 12 часов. Для подзарядки необслуживаемой АКБ следует подключить клеммы к выводам зарядного устройства, выбрать минимальную мощность и подключить прибор к электросети.
Для нормальной подзарядки необходимо выбрать силу тока, которая равна десятой части мощности ЗУ. Определить значение помогает амперметр: при любых изменениях показатель возвращается к первоначальному.
Как быстро зарядить мотоциклетный аккумулятор?
Ускоренный режим подзарядки является причиной сульфатации пластин и меньшего срока службы зарядного устройства. Поэтому без необходимости не следует искусственно сокращать срок зарядки АКБ.
Для ускоренной зарядки требуются повышенные показатели тока: после их постоянного использования батарея перестанет реагировать на генератор. Прежде чем перейти к этому методу, стоит изучить инструкцию и понять, доступна ли для блока ускоренная подзарядка. Этот способ позволяет восстановить заряд АКБ всего за пару часов.
При стабильном напряжении для восстановления аккумулятора потребуются сутки при выходном напряжении в 16,4 В. По выровненному напряжению на ЗУ и элементах питания можно говорить о полной зарядке батареи.
Можно ли заряжать мотоциклетный аккумулятор автомобильной зарядкой?
Для подзарядки мотоцикла не следует использовать автомобильный аккумулятор: из-за большей емкости он подает больше тока. При регулярном применении автомобильной батареи для мотоцикла она быстрее сломается. Исключение – АКБ с регулятором тока.
Неопытные мотоциклисты считают, что АКБ для мотоциклов ничем не отличается от автомобильной – наценка только за выдуманную специфичность. При этом автомобильный аккумулятор минимум в 2 раза больше мотоциклетного.
Есть и иные конструктивные особенности: токовыводы, клеммы. Мотоциклетная батарея имеет цельный крепкий корпус, устойчива к падениям с байка и повышенным вибрациям. Немалое значение имеет и высокий пусковой ток. Несмотря на относительно небольшие габариты, отмечается высокая нагрузка на АКБ – запуск двигателя, без остановки горящая фара (в некоторых моделях – неотключаемая), аудиосистема, подогрев ручек, фары-стробоскопы. В новых моделях мототехники предусмотрена и охранная система, на которую растрачивается электричество.
Сухозаряженные аккумуляторы
АКБ для мототехники можно приобрести в сухом виде: для машин сухозаряженные аккумуляторы выпускать перестали. Такой вид батареи позволяет получить новую АКБ, словно только с завода.
Один из критических и определяющих факторов для батареи – возраст. Если аккумулятором не пользуются, он просто лежит в коробке, в нем все равно происходят электрохимические процессы. Через какое-то время осыпается пластин (основное активное вещество), емкость падает и прибор перестает держать заряд.
Обратный отсчет жизни стандартной АКБ начинается после ее производства. В сухозаряженной батарее электролита нет, поэтому в ней не происходят химические процессы. Залив электролит после приобретения самостоятельно, можно в разы увеличить ресурс аккумулятора. Дата производства сухозаряженного устройства значения не имеет.
Как зарядить сухозаряженный аккумулятор для мотоцикла?
У сухозаряженной батареи есть только один недостаток: мотоциклисту приходится либо обращаться в автосервис, либо самостоятельно заливать в банки электролит. Раствор можно смешать самому, а можно купить готовый. Чтобы батарея не отличалась от стандартных приборов, после заливки ее заряжают стационарным ЗУ. Сливать электролит запрещено: его только разово наливают в устройство.
Как зарядить аккумулятор для мотоцикла 6 Вольт?
АКБ на 6 В имеет широкую сферу применения, но она никак не связана с автомобилями. Такой тип прибора устанавливают в промышленную технику, детские машины, лодки, мопеды, скутеры, инвалидные коляски. Из-за широкого распространения наблюдаются серьезные колебания в емкости – от 1,5 Ач до 16 Ач. Автомобильное ЗУ не подойдет: есть риск сильного перегрева. Оптимальные значения для батареи на 6 В – напряжение до 7 В и 10 % от емкости АКБ.
Для зарядки АКБ на 6 В подходит универсальное ЗУ Battery Service Universal PL-C004P. Устройство справляется с зарядкой батарей емкостью до 120 Ач. Предусмотрен выбор тока 1-4,5 А – подходит для всех доступных мотоциклетных емкостей.
Дополнительные советы по зарядке аккумулятора мотоцикла новичку
Непрошеные советы – вещь малоприятная, но когда речь заходит о подзарядке АКБ, лучше прислушаться к профессионалам.
- Поняли, что источник питания нуждается в подзарядке? Сначала нарисуйте в блокноте схему подключения, и только потом снимайте батарею с мотоцикла. Схема поможет быстро и без ошибок вернуть прибор на место.
- Перед подзарядкой проверьте, точно ли АКБ прогрелась до комнатной температуры. Прежде чем подключить ЗУ, проверьте, нет ли рядом искр или открытого огня. Далее важно соблюсти полярность.
- Для зарядки свинцовых источников питания требуется сила тока 10 % от емкости. При использовании контролера силы тока следует установить оптимальное значение. Прежде чем напряжение дойдет до показателя (число банок батареи х 2), производится зарядка. Если наблюдаете за электролитом, то заметите образование пузырьков газа. Тогда снижаете силу тока и еще два часа продолжаете зарядку.
- Чтобы зарядить гелевый мотоциклетный аккумулятор, тоже нужна такая же сила тока. Главная особенность заключается в следующем: поступающее напряжение не превышает пороговое (14,2-14,4). Дополнительный этап не требуется, источник питания заряжается до 100 % в течение 10 часов.
- При чрезмерном заряде прибор можно реанимировать, но для этого нужно в два раза меньшее значение силы тока (5 % от емкости). Время зарядки в разы увеличивается, но это единственный доступный способ.
- Некоторые мотоциклисты, понимая, что стандартной батареи недостаточно, задумываются об установке более емкого нового аккумулятора для мотоцикла. Никаких препятствий для этого нет: генератор, регулятор и стартер с нагрузкой справятся. Но следует понимать, что у мотоцикла «под капотом» нет свободного места, как у машины: источник питания упаковывают плотно, что затрудняет подобный тюнинг. Оптимальный выход – снять старую батарею и подобрать в магазине аккумулятор примерно такого же размера, но большей емкости.
Правильное хранение АКБ
Недопущение полной разрядки и правильная эксплуатация – важные, но не единственные критерии долговечности батареи. Один из главных пунктов – ее верное хранение.
Мотоциклисты редко эксплуатируют ТС зимой, поэтому и не следят за состоянием аккумулятора. Большинство водителей забирают АКБ в дом, думая, что в тепле она не разрядится. Но это не так. При максимальном температурном режиме химические процессы в батарее проходят еще активнее, она быстрее разряжается.
Верное хранение АКБ выглядит так: отключить аккумулятор, провести полную его зарядку и отнести в гараж или другое прохладное место. Это единственный способ обнаружить батарею весной в целости и сохранности. При этом стоит понимать: если прибор уже стар, лучше в начале сезона его заменить, а не то возможны неприятные сюрпризы.
После «зимней спячки» нужно незамедлительно ставить АКБ на подзарядку. Ждать, пока мотоцикл совсем перестанет заводиться, не стоит: это отразится на рабочих характеристиках не только аккумулятора, но и мототехники.
В каком именно состоянии находится батарея, определить просто:
- Поставить показатель на значение «20». Подключить черный щуп к минусовому тоководу, а красный – к плюсовому.
- Оценить показание, появившееся на экране. 12,3 – оптимальный показатель. Показатель 11,2 сигнализирует мотоциклисту, что нужно принести зарядное устройство. Показатели меньше 11 – критические, тогда ЗУ и вовсе может не помочь.
Средний срок службы АКБ для мотоцикла – 4 года. При соблюдении следующих правил удастся продлить ее эксплуатационный срок:
- для ухода за аккумулятором подойдет смоченная в нашатыре или солевом растворе тряпка;
- во время тряски может произойти осыпание пластины, поэтому следует плотно закрепить батарею на корпусе против чрезмерных вибраций;
- заряжать АКБ по мере необходимости – и чрезмерный заряд, и полная разрядка одинаково вредны;
- аккумулятор должен быть защищен от резких перепадов температур;
- если мотоцикл долго не эксплуатируется, следует отключить клеммы и снять батарею;
- регулярно нужно чистить клеммы и контролировать крепление;
- важно периодически проверять целостность корпуса;
- время от времени рекомендуется проверять уровень заряда и электролита.
Важно не забывать, что неправильная зарядка аккумулятора – это серьезные последствия: вскипание электролита, получение ожогов, повреждение радиатора, возникновение пожара.
Если вовремя и правильно заряжать аккумулятор мотоцикла, можно избежать серьезных повреждений ТС. Потребность в частой подзарядке не всегда говорит о неисправности аккумулятора, но если есть уверенность в его плохом состоянии, следует приобрести новую АКБ для безопасного движения.