Что уж говорить о зиме! Из-за суровых российских климатических условий даже опытные мотоциклисты уходят «в спячку». Однако находятся смельчаки, которые и в холодное время года не отказываются от езды на байке, несмотря на гололед, морозы и снег.
Как подготовить мотоцикл к езде зимой?
ПДД никак не ограничивает езду на мотоцикле зимой: никакой информации о допустимой видимости, температуре воздуха, времени, состоянии покрытия. Однако правила движения регламентируют движение байка в зоне действия знаков и на определенных дорогах: учитывается скорость движения и обязательное наличие экипировки.
Еще проще дела обстоят у владельцев кроссовых малокубатурников и питбайков. Они и вовсе не выезжают на трассу и передвигаются по полю или лесу, а здесь нет никаких ограничений на тип резины и скорость.
Большинство мотоциклистов, отказавшихся в зимние месяцы от «железного коня», называют одну из следующих причин:
- теплая одежда сковывает движения, поэтому катание с ветерком перестает быть комфортным;
- из-за неверно подобранной экипировки можно упасть с байка и получить травму;
- низкий коэффициент сцепления с дорогой тоже приводит к падениям;
- солевые дорожные реагенты становятся причиной коррозии мотоцикла;
- в непогоду и холод не каждому мотоциклисту захочется выезжать в город в «открытом» транспорте.
Техническое оснащение мотоцикла
Для начала следует понять: чем ниже температура, тем сложнее заводится ТС. Некоторые водители утверждают, что ездят на железном коне до тех пор, пока он заводится. Но это неверно.
До того как температура опустится ниже нуля, промойте бензином и смажьте жидким маслом втулки, подшипники и тросики. Не забудьте защитить карбюратор от влаги, грязи, снега и холодного воздуха металлической шторкой.
Позаботьтесь и о топливном баке: попавшая вода превратится в лед и застопорит работу всей топливной системы, поэтому промойте бак бензином. Для лучшей работы трансмиссии и во избежание дорогостоящего ремонта замените летнее масло на менее вязкий продукт.
Решили ездить на байке зимой? Тогда уделите внимание его подготовке.
Двигатель
Единого стандарта утепления двигателя нет, но сделать это необходимо для быстрого прогрева мотора и чтобы не допустить его переохлаждения:
- закройте радиатор от встречного потока;
- если имеете дело с зимними мотоциклами с жидкостным охлаждением, прикройте тканью воздухозаборное отверстие или установите жесткий щиток перед радиатором;
- если катаетесь на «воздушнике», утеплите впускной коллектор шумоизоляционным материалом, а затем прикрепите щиток;
- чтобы упростить запуск двигателя, позаботьтесь о подогреве поплавковой камеры, поддона и коллектора.
Аккумулятор
В зимний период аккумулятор быстрее теряет емкость, поэтому каждую неделю его нужно подзаряжать от электрической сети. Проверяйте заряд перед каждой поездкой: во время долгой стоянки или на ночь аккумулятор лучше снимать. Если есть запасная батарея, пусть и с минимальной емкостью, устанавливайте ее, чтобы штатная сигнализация не осталась без питания.
Свечи
Для зимних месяцев подойдут свечи с минимальным калильным числом. Они быстро прогреваются (в сравнении со стандартными), поэтому мотоцикл заводится быстрее.
Масло
Масло амортизаторов застывает при отрицательной температуре, поэтому ухудшается качество управления байком. Перед началом зимы следует залить жидкое масло.
Зимняя моторезина
Мотоцикл зимой нуждается в сезонной резине – это залог безопасного и комфортного движения. Летние покрышки не подойдут ни при каких условиях – ни при сухом асфальте, ни при отсутствии льда и снега. При отрицательной температуре шины становятся жестче, сцепление ухудшается, тормозной путь увеличивается.
Для поездок по льду и бездорожью подойдут модели с железными шипами и саморезами, но их нельзя использовать для поездок по городу. Металлические шипы разогреваются из-за трения об асфальт, и покрышка плавится. Для городских трасс следует выбирать мягкую зимнюю резину с боковыми шипами и глубоким протекторным рисунком.
Дополнительная ветрозащита
Ветрозащита – это не роскошь, а необходимость для комфортного передвижения. Первое, что нужно сделать, – это установить ветровое стекло: чем шире, тем лучше. Сначала может быть неудобно вести байк из-за высокого фронтального сопротивления, зато не будет ломить кости от ветра.
Если планируете ездить по слякоти и льду, установите на мотоцикл дуги. Чтобы не отбивать сосульки с обуви, смонтируйте щетки для ног. И не забудьте защитить рукоятку руля: самый лучший вариант – текстильные чехлы.
Воспользуйтесь подогревом руля и сиденья
Достаточно всего часа нахождения байка вне теплого гаража, чтобы мотоциклист отморозил «пятую точку». Для подогрева сиденья используйте накладку на автомобильный чехол: она работает от прикуривателя. При желании водитель может установить обогреватель под обивку седла: выключатель на руле упрощает регулировку обогрева.
Позаботьтесь и о подогреве руля: совсем необязательно покупать дорогие аксессуары, эффект дадут и дешевые ручки. Эта опция полезна не только зимой, но и весной, осенью, в дождливую погоду.
Позаботьтесь об экипировке
Планируете кататься на мотоцикле зимой? Тогда потребуется снегоходная экипировка – легкая, непромокаемая, теплая.
Шлем
В зимний период в лицо байкера летят не только песок и грязь, но и дорожные реагенты. Поэтому водителю необходим хороший шлем:
- хороший пинлок, дефлектор дыхания, двойной визор, подогрев, устойчивость к царапинам;
- при минусовой температуре необходим закрытый шлем – интегральный или модульный;
- если выбираете открытый шлем – эндурный, не забудьте о широкой двойной маске;
- у подшлемника должна быть длинная и непродуваемая горловина.
Куртка
Вентиляция – важный критерий, но не единственный. Особое значение имеет утепление, поэтому лучше выбирать снегоходную куртку по размеру, под которую можно будет надеть черепаху и термобелье.
Важно, чтобы куртка была длинной – с теплоизоляцией и мембраной. Если мембрана не предусмотрена, накиньте поверх куртки обычный дождевик для катания в снег или дождь.
Перчатки
Самый оптимальный вариант при катании на мотоцикле – длинные кожаные перчатки. У них должны быть внутренний протектор, теплая подкладка и высокая манжета. Но следует понимать: нечувствительность пальцев и плохая мобильность кисти не позволяют дозировать усилие и точно ощущать рычаг.
При выборе перчаток также помните:
- даже в плотных перчатках у мотоциклиста замерзнут пальцы – нужно дополнительное утепление;
- эластичные кроссовые перчатки хорошо прогревают ладони, но не защищают пальцы от дождя и ветра;
- перчатки с нерегулируемой вентиляцией или металлическими протекторами могут стать причиной отморожения пальцев.
Штаны
Для зимы мотоциклистам следует выбирать туринговые или снегоходные штаны:
- с высокой талией;
- с фольгированной или мембранной подкладкой;
- с расстегивающимися снизу штанинами.
Встроенная защита – это хорошо, но не обязательно. Главное, чтобы штаны были широкими и под них можно было надеть подштанники. Для дополнительной защиты на штаны надевают шарнирные наколенники.
Мотоботы
Для зимнего передвижения на мотоцикле нужна свободная, жесткая и высокая обувь. Чтобы мотоботы можно было надеть на теплый носок без нарушения кровообращения, следует выбирать модель на размер больше.
Для езды по снежной каше подойдут туринговые и кроссовые варианты с плотной рельефной подошвой и широким носком. Для большей защиты дополните боты дождевыми бахилами. Если знаете, что предстоит долгая езда, положите в ботинки саморазогревающиеся стельки.
Несколько советов для езды на мотоцикле зимой
При должной подготовке даже новичок сможет ездить на байке в зимний период. Достаточно соблюдать несколько правил:
- Помните, зимой с железного коня действительно можно с легкостью упасть. Чтобы себя обезопасить, забудьте о езде на нейтральной скорости, неоправданно частых переключениях скорости и резких перестроениях с полосы на полосу.
- В качестве основного света используйте производительную лампу и не забывайте о противотуманных фарах.
- Предсказуемость – залог вашей безопасности. Поэтому по возможности держитесь крайней правой полосы, а если поворачиваете налево, убедитесь, что остальные участники движения об этом осведомлены.
- На мотоцикле обязательно должны быть дополнительные светоотражающие элементы.
- На гололеде следует тормозить двигателем.
- Любой байк – независимо от цены и производителя – в зимний период увеличивает тормозной путь. Поэтому держитесь в 3 раза дальше от впередистоящих ТС.
- Если решили тормозить педалью тормоза, используйте оба механизма и предварительно сбросьте газ.
Тише едешь – дальше будешь. Это очень важный принцип, когда речь заходит о езде на мотоцикле в зимний период. Помните, что вы не единственный участник дорожного движения, на дороге всегда можно встретить менее адекватных водителей. Если вы только начинаете ездить по трассам, не спешите наслаждаться зимним катанием: сначала наберитесь опыта езды на сухих «летних» дорогах, а затем переходите на новый уровень. И тогда мотоцикл станет синонимом безопасной и комфортной езды независимо от времени года.